:: ECONOMY :: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ :: ECONOMY :: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
:: ECONOMY :: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
 
UA  RU  EN
         

Світ наукових досліджень. Випуск 29

Термін подання матеріалів

23 квітня 2024

До початку конференції залишилось днів 0



  Головна
Нові вимоги до публікацій результатів кандидатських та докторських дисертацій
Редакційна колегія. ГО «Наукова спільнота»
Договір про співробітництво з Wyzsza Szkola Zarzadzania i Administracji w Opolu
Календар конференцій
Архів
  Наукові конференції
 
 Лінки
 Форум
Наукові конференції
Наукова спільнота - інтернет конференції
Світ наукових досліджень www.economy-confer.com.ua

 Голосування 
З яких джерел Ви дізнались про нашу конференцію:

соціальні мережі;
інформування електронною поштою;
пошукові інтернет-системи (Google, Yahoo, Meta, Yandex);
інтернет-каталоги конференцій (science-community.org, konferencii.ru, vsenauki.ru, інші);
наукові підрозділи ВУЗів;
порекомендували знайомі.
з СМС повідомлення на мобільний телефон.


Результати голосувань Докладніше

 Наша кнопка
www.economy-confer.com.ua - Економічні наукові інтернет-конференції

 Лічильники
Українська рейтингова система

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 
17.04.2012 23:04
Автор: Шабатура Анна Игоревна, магистр факультета менеджмента Донбасского государственного технического университета
[Секція 2. Менеджмент. Маркетинг;]
В условиях перехода Украины к рыночной экономике особое значение приобретает проблема повышения конкурентоспособности продукции, ее качество. В связи с этим актуально рассмотрение систем управления качеством как целостной системы.
Понятие конкурентоспособности может быть сформулировано как экономическая категория, которая характеризует ситуацию, присущую всем предприятиям и организациям любой формы собственности и деятельности, от создания товара до продвижения его от производителя к потребителю. Конкурентоспособность это способность фирмы конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичной продукции, обеспечивать более высокое качество, доступные цены, создавать удобства для покупателей, потребителей.
Конкурентоспособность продукции - это мера привлекательности для потребителя, она определяется степенью удовлетворения совокупности различных потребностей для потребителя. Для изготовления конкурентоспособной продукции или услуги производитель должен стремиться, максимально точно прогнозировать потребности потенциального потребителя. Определяющим фактором, который формирует потребности, является качество продукции. Это связано с тем, что качество в условиях конкуренции является главным стимулом покупки продукции, одним из факторов ее конкурентоспособности.
Исследованию проблем повышения эффективности управления качеством посвятили свои работы такие ученые: Апилат 0. В., Аристов 0. В., Брагин Ю. Б., Будищева И. А., Вакуленко А.В., Воронков 0. Г., Герасимова В. Г., Гличев Г. В., Деминг Э., Джерелюк Ю. 0., Джуран Дж., Длугопольський 0. В., Исикава К., Кросби Ф., Круглов М.Г., Кущевский Ю. П., Леонов И.Г., Лапуста М. Г., Макогон Ю.В., Минин Б. А., Нугаев М. А., Приходько В. М., Рыбинок В. А., Сиро С, Спицнадель Н., Тарасенко И. 0., Тагути Г., Фейгенбаума А., Харингтон Дж., Чередниченко Н. А., Шаповал М.И., Шишков Г.М., Швиданенко Г. А., Шухарт В., Яновский М. А. и другие. В работах этих ученых рассмотрены подходы к определению качества, методы оценки ее уровня, организационные аспекты и системы управления.
В исследование вопросов адаптивности составляющих экономических систем значительный научный вклад внесли Будник Н.Н., Виноградский С. Б., Деркач М. М., Драга Т. В., Зинченко А. М., Коновалова С. О., Овечка О. В., Панкратова Л. А., Татарников Н. И. и другие.
С развитием науки, представления о качестве менялось. Решающий вклад в создание и развитие современных систем качества сделали японские и американские специалисты К. Исакава, Э. Деминг, У. Шухарт, Дж. Джуран, Ф. Кросби, А. Фейгенбаум, Т. Тагути. В частности:
- А. Фейгенбаум (автор концепции TQM) определяет качество изделия или услуги как общую совокупность технических, технологических и эксплуатационных  характеристик, с помощью которых последние должны отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации [1];
- Дж. Джуран (автор концепции АQI)в работе «Руководство по контролю качества» определяет качество как пригодность для определенной цели и использования[2];
- Р. А. Фатхутдинов понятия качество определил, как потенциальную способность товара удовлетворять конкретную потребность[3];
- По мнению Ф. Кросби, качество - это согласованность с требованиями[4];
- Брагин Ю. и Корольков В. определяют качество как способность продукции удовлетворять потребности потребителей [5].
Несмотря на развитие науки и наличие мирового опыта, управление качеством продукции на предприятиях Украины находится на недостаточно высоком уровне.
Улучшение эффективности систем качества возможно только при наличии инновационной деятельности на предприятии. К такой деятельности можно отнести усовершенствование технологий, процессов и подходов к управлению в целом. Качество продукции, а следовательно и конкурентоспособность во многом зависит от внедрения инноваций на предприятии.
По данным Госкомстата Украины, в 2011 году инновационной деятельностью занималось всего 11,5% предприятий. В развитых странах доля инновационно - активных предприятий в 4-5 раз выше и составляет 60-70% общего количества предприятий. Только 4% предприятий тратили средства на научно-исследовательские разработки. Уровень затрат на разработку и внедрение новых технологий, продуктов чрезвычайно низок. Так, в 2011 году в Украине предприятия на исследования и разработки потратили 6,59 млрд. грн. [6], т.е. около EUR 630 млн. (для сравнения: в Финляндии - где население не более 5 млн. - потрачено на аналогичные цели около EUR 3, 5 млрд. в год).
Анализируя данные можно выявить ряд проблем связанных с внедрением систем качества на предприятиях, и основной из них является отсутствие финансовых ресурсов. Также, существенным недостатком является неправильное восприятие понятие качества со стороны руководителей предприятий, которые понимают его как степень выполнения технических условий и требований стандартов, предъявляемые к продукции предприятия. Однако, в рыночной экономике под понятием качества подразумевают в первую очередь гарантии того, что продукция, которая покупается или поставляется, будет соответствовать спросу потребителей, иметь заданные характеристики, поставляться вовремя и вовремя оплачиваться. Поэтому в такой ситуации необходимо переосмысление понятия качества со стороны руководителей предприятий, в противном случае - предприятием будет производиться продукция, которая, по его мнению, будет качественной, но не будет пользоваться спросом со стороны потребителей.
Существенной проблемой является отсутствие практического опыта и квалифицированных специалистов для разработки, внедрения и сертификации систем управления качеством. В Украине очень мало специалистов, которые хорошо ориентируются в системах управления качеством и их внедрении на предприятиях.
Ошибкой отечественных предприятий является внедрение систем управления качеством в основном с целью получение сертификатов, а не для повышения эффективности управления качеством. Причиной этого является то, что предприятие, чтобы улучшить свой имидж на рынке и казаться более конкурентоспособным для своих конкурентов, внедряет систему управления качеством и получает сертификат, а затем проводит такую же политику в отношении качества, как и раньше, но с сертификатом системы управления качеством. То есть целью предприятия в такой ситуации является только получение сертификата. Такой вариант внедрения на предприятии систем качества является не эффективным и лишь создает видимость его конкурентоспособности. Данная проблема может быть решена в условиях жесткой конкуренции на внутреннем и внешнем рынке и материальной заинтересованности  отечественного производителя.
Создание эффективной системы управления качеством является сложным и трудоемким процессом. На наш взгляд, эффективную систему управления качеством может обеспечить :
-Управление ориентированное на потребителя, что позволяет обеспечить эластичный выпуск продукции;
-Управление возглавляемое лидерами-новаторами, способными воплощать в жизнь инновационные решения; 
-Управление с корпоративной культурой, ориентированной на конкурентоспособность персонала и вовлечение работников в деятельность по  поддержанию и улучшению качества продукции и услуг;
- Управление на основе процессного  и органично связанных с ним системного и ситуационного подхода к управлению;
-Управление на основе непрерывности  инновационного процесса;
-Управление с адаптированной к изменениям внешней среды организационной структурой управления.   
Одной из главных причин недееспособности систем управления качеством на отечественных предприятиях является недостаточная квалификация персонала, отсутствие необходимых знаний и умений, а также несовершенство системы планирования стратегических и тактических целей в области качества, отсутствие реальной организационной деятельности по управлению качеством, низкой мотивационной заинтересованности в инновационной деятельности.

Список литературы:
1. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции.- М.: Экономика, 1996. 175 с.
2. Джуран. Д. Справочник по управлению качеством -  McGraw-Hill, 1999. 1730с.
3.Фатхутдинов Р. А. Инновационньт менеджмент: учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов, — 2-е изд. — М.: .ЗАО "Биpнес-школа "Интел-Синтез", 1999.
4. Кросбі Ф. Качество бесплатно. Исскуство убеждения  в необходимости качества [Електронний ресурс] / Ф. Кросбі - 2002. - Режим доступу: http://gualitypro.org.ua/index.php/ knigi (Управяение качеством)
5. Брагин Ю, В. Путь QFD. Проектирование и производство продукции исходя из ожиданий потребителя / Ю. В. Брагин, В. Ф. Корольков. - Ярославль, 2003. -240 с.
6. Государственный комитет статистики Украины [Електронний ресурс] -  Режим  доступа: www.ukrstat.gov.ua/


Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License

допомогаЗнайшли помилку? Виділіть помилковий текст мишкою і натисніть Ctrl + Enter


 Інші наукові праці даної секції
МАРКЕТИНГ У СФЕРІ ПОБУТОВОГО ОБСЛУГОВУВАННЯ
31.03.2012 18:35
ІНСТИТУЦІЙНИЙ ПІДХІД ДО ВИЗНАЧЕННЯ КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНОСТІ
18.04.2012 15:16
УПРАВЛІННЯ КОМПЛЕКСОМ МАРКЕТИНГУ ДИСТРИБ’ЮТОРСЬКИХ ПІДПРИЄМСТВ
18.04.2012 00:03
ФОРМУВАННЯ ОБСЛУГОВУЮЧОГО ПОТЕНЦІАЛУ ТОРГОВЕЛЬНОГО ПІДПРИЄМСТВА ТА ЙОГО СТРУКТУРНИХ КОМПОНЕНТІВ
17.04.2012 23:48
ПРОБЛЕМИ ВПРОВАДЖЕННЯ ТА РОЗВИТКУ СИСТЕМИ УПРАВЛІННЯ ЯКІСТЮ НА УКРАЇНСЬКИХ ПІДПРИЄМСТВАХ
17.04.2012 21:54
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА В УПРАВЛЕНИИ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «АВТОМИКС»
17.04.2012 17:38
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖЕРА
16.04.2012 15:54
ФОРМИРОВАНИЕ СБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ КОМПАНИИ «COCA-COLA» В УКРАИНЕ
16.04.2012 15:46
УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «МАКДОНАЛДС». ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ
16.04.2012 15:31
МОТИВАЦИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
16.04.2012 12:11




© 2010-2024 Всі права застережені При використанні матеріалів сайту посилання на www.economy-confer.com.ua обов’язкове!
Час: 0.191 сек. / Mysql: 1396 (0.149 сек.)