:: ECONOMY :: СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ: ЦЕЛЬ И СРОКИ СОЗДАНИЯ :: ECONOMY :: СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ: ЦЕЛЬ И СРОКИ СОЗДАНИЯ
:: ECONOMY :: СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ: ЦЕЛЬ И СРОКИ СОЗДАНИЯ
 
UA  RU  EN
         

Світ наукових досліджень. Випуск 29

Термін подання матеріалів

23 квітня 2024

До початку конференції залишилось днів 26



  Головна
Нові вимоги до публікацій результатів кандидатських та докторських дисертацій
Редакційна колегія. ГО «Наукова спільнота»
Договір про співробітництво з Wyzsza Szkola Zarzadzania i Administracji w Opolu
Календар конференцій
Архів
  Наукові конференції
 
 Лінки
 Форум
Наукові конференції
Наукова спільнота - інтернет конференції
Світ наукових досліджень www.economy-confer.com.ua

 Голосування 
З яких джерел Ви дізнались про нашу конференцію:

соціальні мережі;
інформування електронною поштою;
пошукові інтернет-системи (Google, Yahoo, Meta, Yandex);
інтернет-каталоги конференцій (science-community.org, konferencii.ru, vsenauki.ru, інші);
наукові підрозділи ВУЗів;
порекомендували знайомі.
з СМС повідомлення на мобільний телефон.


Результати голосувань Докладніше

 Наша кнопка
www.economy-confer.com.ua - Економічні наукові інтернет-конференції

 Лічильники
Українська рейтингова система

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ: ЦЕЛЬ И СРОКИ СОЗДАНИЯ

 
05.12.2010 15:59
Автор: Царенко Михаил Михайлович, студент Харьковского национального университета имени В.Н Каразина
[Облік і аудит. Бухгалтерський облік. Управлінський облік. Податковий облік. Контроль і ревізія]

Вопросы контроля качества аудиторских услуг в Украине регламентированы на законодательном уровне. П.3 МСКК 1 [1] и Положение о контроле качества 1 [2] по данному вопросу однозначно утверждают, что любой субъект аудиторской деятельности обязан разработать и внедрить такую систему контроля качества, которая обеспечит обоснованную уверенность в том, что сам субъект аудиторской деятельности и его персонал действуют в соответствии с МСА [3], а предоставляемые заключения (отчеты) соответствуют условиям заданий. Напомним, что обоснованная уверенность – в контексте Положения о контроле качества 1 [2] (п.7) – это высокий, но не абсолютный уровень уверенности. Необходимость создания системы внутреннего контроля качества аудиторских услуг не зависит:
• ни от статуса субъекта аудиторской деятельности (аудиторская фирма – юридическое лицо, или аудитор – частный предприниматель),
• ни от характеристик субъекта аудиторской деятельности (большая фирма или маленькая по численности, какова величина получаемых доходов и т.д.),
• ни от организационной структуры (в наличии или нет структурные подразделения),
• ни от видов оказываемых аудиторских услуг.
Цели создания системы внутреннего контроля качества аудиторских услуг для всех субъектов аудиторской деятельности определены единые. П. 14 Положения о контроле качества 1 [2], как и п.9 МСКК 1[1] гласят, что политика и процедуры контроля качества устанавливаются для повышения внутренней культуры и понимания персоналом того, что качество – это главное при предоставлении аудиторских услуг. Единой согласно п.2  Решения АПУ № 182/4[4] определена и дата создания  системы внутреннего контроля качества аудиторских услуг для всех субъектов аудиторской деятельности: 1 октября 2008 года.  А согласно п.3 Решения АПУ № 182/4 [4] начиная с 1 января 2012 г. для выполнения заданий  по обязательному аудиту, а также заданий по аудиту финансовой отчетности государственных предприятий и учреждений аудиторские фирмы и аудиторы, которые занимаются аудиторской деятельностью индивидуально как физические лица - предприниматели, обязаны получить подтверждение Аудиторской палаты Украины соответствия системы контроля качества аудиторских услуг требованиям  Положения о контроле качества 1 [2]. Следует отметить, что п. 98  МСКК 1 [1] жестче: системы контроля качества по международным требованиям должны были быть установлены еще до 15 июня 2006г. Вместе с тем, по международным требованиям аудиторские фирмы должны были разработать соответствующие мероприятия переходного периода для заданий, которые не являлись завершенными на дату вступления в силу МСКК 1 [1]. Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в стране, можно сформулировать такое предположение: во всех аудиторских фирмах и у всех аудиторов – субъектов аудиторской деятельности сегодня уже разработаны и функционируют системы внутреннего контроля качества. Другое дело, как к созданию таких систем отнеслись субъекты аудиторской деятельности, каким образом они построили свою работу, и как на выполнение этого задания отразилось личное независимое суждение каждого такого субъекта аудиторской деятельности. Можно также утверждать, что несоздание системы внутреннего контроля качества аудиторских услуг в утвержденный на законодательном уровне срок чревато своеобразной штрафной санкцией. Ведь именно за несоздание системы внутреннего контроля качества аудиторских услуг (согласно с требованиями Положения о внешних проверках систем контроля качества [5] субъект аудиторской деятельности должен быть исключен из Реестра  аудиторских фирм и аудиторов [6]. А это означает невозможность осуществления аудиторской деятельности вообще.
Необходимо отметить еще и такой момент. В соответствии с нормами МСКК 1 [1] и Положения о контроле качества 1 [2] ответственность за организацию контроля качества аудиторских услуг в аудиторской фирме возлагается на руководство. Возложение полной ответственности за организацию и эффективное функционирование системы внутреннего контроля качества аудиторских услуг на руководителя вполне логично. Ведь не случайно в соответствии с требованиями статьи 5 Закона Украины «Об аудиторской деятельности» [7] достаточно высокие требования выдвигаются и к составу учредителей аудиторской фирмы, и к лицу, назначаемому директором аудиторской фирмы. Так аудиторская фирма – это юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством,  которое  осуществляет исключительно аудиторскую деятельность. А право на осуществление аудиторской деятельности имеют только аудиторские фирмы, включенные в Реестр аудиторских фирм и аудиторов [6]. При этом общий размер доли учредителей аудиторской фирмы, которые не являются аудиторами, в уставном капитале не может превышать 30 процентов. А руководителем аудиторской фирмы может быть только аудитор. Естественной является и вся ответственность, возложенная на директора. Другое дело, что логично появление вопроса: какова ответственность? В чем она будет выражаться? Если есть желание увидеть ответ на этот вопрос в привычном для представителя бухгалтерской или аудиторской аудитории виде (например, административный штраф от … и до…), то в нормативных документах, регулирующих аудиторскую деятельность, такого ответа мы не найдем. Во всяком случае, сегодня. Но и сегодня  можно ответственность обозначить достаточно конкретно. Напомним, что решением АПУ от 15.11.2007г. №  184/4 утвержден и является в настоящее время действующим Порядок применения взысканий [8]. Круг вопросов, попадающий под юрисдикцию Дисциплинарной комиссии АПУ во многом совпадает с кругом вопросов, связанных с контролем качества аудиторских услуг. А в «силах» Дисциплинарной комиссии АПУ применять такие взыскания как предупреждения, остановка действия сертификата на срок до 1 года, аннулирование сертификата, исключение из Реестра аудиторских фирм и аудиторов [6], а также как профилактическое мероприятие – прохождение соответствующих курсов повышения квалификации с целью недопущения уже ранее допущенных нарушений в будущем. Кроме того, «непрохождение» аудиторской фирмой (аудитором – частным предпринимателем) процедур подтверждения эффективности применения разработанной внутренней системы контроля качества грозит потерей части клиентов. Таким образом, и сегодняшний день «богат» на разнообразные санкции, которые могут быть  применены к аудиторским фирмам. Что же касается завтрашнего дня, то нельзя исключить факт появления и иных санкций. Ведь процесс развития аудиторской деятельности в стране, как и все иные процессы, - динамичен. Изменения и возможны, и, в общем-то, ожидаемы. Предугадать содержание тех нормативных документов, которые еще не созданы, очень трудно, а, скорее всего, невозможно. Можно лишь отследить тенденции. Если анализ их будет верным, то, возможно, ожидаемые изменения при их появлении не станут такими уж неожиданными.
А развитие аудита в Украине свидетельствует о таком:
• Требования к аудиторским фирмам (аудиторам – субъектам аудиторской деятельности) возрастают всесторонне, и ключевое значение приобретает именно качество оказываемых услуг;
• Контроль за осуществлением аудиторской деятельности ужесточается, и это продиктовано объективными причинами;
• Чтобы оставаться на рынке аудиторских услуг полноценным членом, следует быть конкурентоспособным, а само понятие конкурентоспособность – очень емкое. И качество – едва ли не ключевая составляющая его.
Вот и получается, что даже исходя из небольшого числа перечисленных тенденций, можно ожидать, что при соблюдении этих тенденций на рынке в Украине из числа существующих субъектов аудиторской деятельности останутся «самые сильные», а приходить на рынок будут – современные, предприимчивые, профессиональные, смелые, способные посоревноваться с самыми передовыми представителями международного аудита. Ведь тот факт, что на рынок аудиторских услуг в Украине пришли международные аудиторские фирмы играет очень существенную роль в формировании всего аудиторского сообщества в стране в целом и оказывает влияние на организацию деятельности отечественных субъектов хозяйствования в этой области. Таким образом, можно посмотреть на цель создания системы внутреннего контроля качества еще и как на средство стать субъекту аудиторской деятельности конкурентоспособным. А важность решения этого вопроса  не может вызывать сомнения.
Можно сделать следующий вывод: академической науке целесообразно включиться в процесс  разработки типовых внутрифирменных стандартов контроля качества аудиторских услуг. А на базе разработанных типовых стандартов каждый субъект аудиторской деятельности может создавать свои, адаптированные под нужды конкретной аудиторской фирмы, стандарты контроля качества. Совместная работа теоретиков и практиков аудита поможет решить основную задачу, стоящую перед аудитом – обеспечить высочайшее качество аудита, а значит, и доверие всех пользователей к результатам аудиторской деятельности.


Список использованной литературы
1. МСКК 1- Международный стандарт контроля качества 1.
2. Положение о контроле качества 1- Положение по национальной практике контроля качества аудиторских услуг 1 «Организация аудиторскими фирмами и аудиторами системы контроля качества аудиторских услуг», утвержденное Решением АПУ от 27.09.2007  № 182/4.
3. МСА - Международные стандарты, изданные Советом по международным стандартам аудита и предоставления уверенности (издание 2007 года).
4. Решение АПУ № 182/4- Решение Аудиторской палаты от 27.09.2007  № 182/4 об утверждении Положения по национальной практике контроля качества аудиторских услуг 1 «Организация аудиторскими фирмами и аудиторами системы контроля качества аудиторских услуг».
5. Положение о внешних проверках систем контроля качества – Положение «О  внешних проверках систем контроля качества аудиторских услуг, созданных аудиторскими фирмами и аудиторами в соответствии с профессиональными стандартами, законодательными и нормативными требованиями»,  утвержденное Решением Аудиторской палаты от 23.04.2009  № 201/4.
6. Реестр  аудиторских фирм и аудиторов – «Реестр аудиторских фирм и аудиторов», порядок ведения которого утвержден Решением Аудиторской палаты от 26.04.2007  № 176/7. 
7. Закон Украины «Об аудиторской деятельности» - Закон Украины «Об аудиторской деятельности» от 22.04.93 г. № 3125-XII.
8. Порядок применения взысканий – «Порядок применения к аудиторам (аудиторским фирмам) взысканий за ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей»,  утвержденный Решением Аудиторской палаты от 15.11.2007  №  184/4.
9. Климов А.В., Миронова О.И., Пантелеев В.П., Утенкова К.А. Практический аудит: анфАС и ПРОФИль.- Х.: Фактор, 2010.-720с.


e-mail: mm_tsarenko@mail.ru

Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License

допомогаЗнайшли помилку? Виділіть помилковий текст мишкою і натисніть Ctrl + Enter


 Інші наукові праці даної секції
ПРОБЛЕМИ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ЯКОСТІ ВІТЧИЗНЯНОГО АУДИТУ
28.11.2010 21:13
ПРАВОВІ ГАРАНТІЇ ЯКОСТІ АУДИТОРСЬКИХ ПОСЛУГ В УМОВАХ ЄВРОІНТЕГРАЦІЇ УКРАЇНИ
27.11.2010 21:51
ПРИНЦИП КОНФІДЕНЦІЙНОСТІ В АУДИТОРСЬКІЙ ДІЯЛЬНОСТІ
09.12.2010 12:38
ПРОБЛЕМИ ГАРМОНІЗАЦІЇ МІЖНАРОДНИХ СТАНДАРТІВ АУДИТУ
08.12.2010 19:16
СТАН І ПЕРСПЕКТИВИ РОЗВИТКУ ПОДАТКОВОГО АУДИТУ В УКРАЇНІ
08.12.2010 18:54
ОРГАНІЗАЦІЯ ВНУТРІШНЬОГО КОНТРОЛЮ НА ПІДПРИЄМСТВІ
08.12.2010 09:58
ОСОБЛИВОСТІ СТВОРЕННЯ УПРАВЛІНСЬКОЇ ЗВІТНОСТІ НА ПІДПРИЄМСТВІ
07.12.2010 22:41
ОСНОВНІ НАПРЯМИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОНТРОЛЮ ЯКОСТІ АУДИТОРСЬКИХ ПОСЛУГ В УКРАЇНІ
07.12.2010 22:32
НАПРЯМИ РОЗВИТКУ АУДИТУ В УКРАЇНІ
07.12.2010 22:06
ШЛЯХИ ПІДВИЩЕННЯ ЯКОСТІ АУДИТОРСЬКИХ ПОСЛУГ В УКРАЇНІ
07.12.2010 11:39




© 2010-2024 Всі права застережені При використанні матеріалів сайту посилання на www.economy-confer.com.ua обов’язкове!
Час: 0.199 сек. / Mysql: 1367 (0.152 сек.)